В марте 2013 года был опубликован один из ключевых документов, регламентирующих будущее безналичных платежей в нашей стране – «Стратегия развития национальной платежной системы». В соответствии с содержанием документа, Национальная Платежная Система (НПС) уже в ближайшем будущем будет играть ключевую роль в экономике страны, обеспечивая перевод денежных средств, в том числе при реализации единой денежно-кредитной политики. Содержание документа и его влияние на рынок безналичных платежей прокомментировала Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline.
Итак, Совет Директоров Банка России обсудил и опубликовал стратегию развития НПС – явления, которое занимает умы участников рынка безналичных платежей и игроков финансового сектора рынка России в целом уже не первый год. Стратегия поместилась в 7 глав и 20 пунктов, но расставила ключевые приоритеты.
Например, Банк России берет на себя организационную и образовательную функцию, причем как по отношению к участникам НПС, так и по отношению к конечным пользователям финансовых услуг – держателям банковских карт. Но заниматься реализацией принятой стратегии Банк России планирует совместно с заинтересованными органами государственной власти и объединениями участников рынка платежных услуг.
О запланированном ходе реализации принятой стратегии и о том, какие организационные и образовательные мероприятия будут проведены Банком России, участники рынка смогут узнать из «Плана мероприятий по реализации Стратегии». Также в Протоколе № 4 от 15 марта 2013 г. Банк России сообщает о возможности внесения им изменений в Стратегию и План мероприятий самостоятельно, по мере их реализации и возникновения новых факторов, влияющих на развитие НПС.
Разработчики стратегии уделили значительное внимание развитию механизмов регулирования и правоприменения в НПС. Банк России планирует обращаться к международному опыту, мировой методологической и нормативной базам. В частности, планируется совершенствование правовых основ НПС с учетом национальных и международных стандартов, принципов и требований при оказании платежных услуг и услуг платежной инфраструктуры, разработанных ведущими международными организациями в области регулирования деятельности платежных систем.
В значительной степени стратегия развития НПС направлена на адаптацию существующей инфраструктуры безналичных оплат под потребности граждан России и популяризацию среди них безналичных платежей по банковским картам – как в оффлайне, так и в онлайне. В документе нашли отражение позитивные факторы последних лет: увеличение количества платежей, совершаемых с помощью банковских карт; появление и развитие новых технологий; рост популярности дистанционного банкинга и оплаты товаров с помощью карт. Последнее особенно актуально для Рунета в разрезе роста рынка электронной торговли, который продолжает прирастать на 27% в год и составляет уже до 3% ВВП России.
Стратегию развития НПС и возможные последствия ее реализации прокомментировала Ольга Корнеева, директор по маркетингу процессингового центра PayOnline:
«Меры стимулирования населения к использованию банковских карт в качестве платежного инструмента при оплате товаров и услуг, погашении обязательств перед государством и банковскими структурами, безусловно, на руку развивающемуся рынку электронной коммерции. Чем больше россиян будут доверять и активно пользоваться банковскими картами для совершения оплат за товары и услуги, тем более активно будут развиваться платежные сервисы, реагируя на рост пользовательской аудитории.
Остается понять, как, когда и кем будут внедряться основные положения «Стратегии развития Национальной Платежной Системы». Участники российского рынка безналичных платежей, в частности платежные сервис-провайдеры, уже прошедшие сертификацию на международном уровне для полноценной работы с международными платежными системами, смогут не только включиться в структуру НПС, но и поделиться наработанным за годы работы опытом на этом рынке. Главное – это скоординированные и не противоречащие друг другу действия всех участников системы: регуляторов, организаторов, координаторов, заинтересованных государственных структур, банковских организаций, НКО и платежных сервис-провайдеров. Без согласованной работы всех участников невозможно развитие платежных систем и инфраструктуры, а уж тем более – развития национальной и международной интеграции».