28 марта в Высшей школе экономики в рамках научно-практического семинара прошло обсуждение методических аспектов разработки стратегий социально-экономического развития регионов.
В обсуждении приняли участие представители Министерства регионального развития России, «Эксперт РА», «Деловой России», Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», Леонтьевского центра, правительства Москвы, Тульской, Тверской, Костромской, Курской, Тамбовской областей, Республики Татарстан.
Участники мероприятия обсудили практику формирования и использования стратегий в выстраиваемой системе документов государственного стратегического планирования, потенциал применимости и повышения качества стратегий, методические подходы к определению инвестиционного, инновационного и пространственного развития регионов, бюджетной политики, а также брендинга как механизма повышения конкурентоспособности регионов.
«В настоящее время идет доработка Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» и после его принятия необходимо будет обновить методические подходы к подготовке соответствующих плановых документов в целях обеспечения их большей обоснованности и сбалансированности» - открыл мероприятие проректор НИУ ВШЭ, директор Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ А.В. Клименко.
Заместитель председателя правительства - министр экономического развития и промышленности Тульской области Д.В. Тихонов, говоря о подходах к разработке Стратегии социально-экономического развития Тульской области, отметил важность ее увязки со стратегиями соседних регионов в целях обеспечения комплексного развития агломераций, необходимость ориентации на перспективные рынки.
«Стратегия – это в первую очередь возможность определить приоритеты развития региона. Еще важнее, кто именно должен их определять. Мы определили носителем приоритетов стратегии население области», - подчеркнул Д.В. Тихонов.
Большое внимание было уделено методическим вопросам устойчивости бюджетов и связанности бюджетных обязательств с другими элементами – инвестициями, инновациями, промышленной политикой. Обсуждались подходы к использованию бюджетов как инструмента стратегического маневра и активизации инвестиционной деятельности, границы допустимого риска наращивания государственного долга, опасности конкуренции регионов по льготам в надежде на смягчение в будущем правил межбюджетных отношений.
В связи с разновременностью принятия региональных стратегий, с разными горизонтами их действия и этапами реализации выступавшие указали на необходимость введения общего порядка актуализации стратегий.
Эксперты отмечали, что остается не решенным принципиальный вопрос выбора методологии: стандартизация подходов, методов, показателей или свобода их определения в регионах и разнообразие решений.
Прошедшая дискуссия говорит о необходимости и крайней актуальности развития методического обеспечения разрабатываемой в стране системы стратегического планирования.