Информационно-экономический ресурс Finam.info (проект инвестиционного холдинга «ФИНАМ») провёл онлайн-дискуссию на тему: «В России нужно вернуть смертную казнь?» Большинство её участников допускают возможность введения смертной казни по ряду особо тяжких преступлений. Данная мера наказания избавит общество от социально-опасных лиц и сможет выступить сдерживающим фактором для потенциальных преступников.
Смертная казнь в России была официально отменена в 1997 году. С тех пор в обществе не утихали дискуссии относительно того, нужно ли вернуть исключительную меру наказания для людей, совершивших особо тяжкие преступления. Сейчас дискуссия вышла на новый виток развития: в частности, в интервью одному из центральных каналов министр внутренних дел России Владимир Колокольцев заявил, что с точки зрения чисто человеческой не видит в смертной казни ничего предосудительного. С другой стороны, существует множество людей, считающих эту меру негуманной и несоответствующей современному этапу развития общества.
В необходимости применения смертной казни по целому ряду преступлений убеждён зампредседателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьёв, с которым согласились 87% участников дискуссии на сайте Finam.info. «Дело в том, что те люди, которые решаются на совершение страшных преступлений, особенно в отношении детей, переходят черту. Это нелюди. Они должны знать: если они идут на такие преступления, то получат адекватную реакцию от общества. Общество должно защищаться от таких граждан, которые перестали быть людьми. Это справедливо и правильно. Сам факт того, что может применяться такая мера, будет отрезвляющим для многих преступников и сдержит их от совершения страшных преступлений», – считает г-н Соловьёв.
Директор Института прав человека Валентин Гефтер обращает внимание на странность момента, вновь обратившего внимание общественности к теме смертной казни. «Тяжкие преступления против несовершеннолетних всегда встречались и не скоро исчезнут, - уверен эксперт. – Только что с большим шумом прошло введение запрета на усыновление в США. Там были аргументы, что к нашим детям плохо относятся. Тут же министр говорит о том, что в Европе нет смертной казни, а в Америке есть. Получается, когда нам морально выгодно сказать, что в Америке плохо, мы это не просто говорим, а наступаем на горло тем людям, которые почти усыновили наших детей. Как только у нас у самих встречается горе, мы апеллируем США и хотим в своей практике ту норму, которую нас привлекает. Эмоции могут быть у человека, а у государства эмоций быть не должно. Оно не может вносить законы, основываясь на эмоциональных моментах». С мнением г-на Гефтера согласились всего 13% пользователей ресурса Finam.info, принявших участие в онлайн-дискуссии.