28 ноября в Минске под председательством Директора Департамента экономики и финансов Аппарата Правительства Российской Федерации Андрея Белоусова состоялось заседание Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства. Среди участников заседания Комиссии —- представители Минпромторговли РФ, Минэкономразвития РФ, Федеральной Таможенной Службы РФ, Минздравсоцразвития РФ, МИДа Республики Беларусь, Минторга Республики Беларусь, Минфина Республики Беларусь, Минздрава Республики Беларусь.
В заседании также принял участие Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. «Для многих российских фармпроизводителей, входящих в состав АРФП, экспорт в Республику Беларусь – одно из стратегических направлений деятельности. При этом есть целый ряд актуальных вопросов, в том числе в сфере нормативно-правового регулирования внешнеторговых отношений между странами, сдерживающих развитие экспортного потенциала отечественной фармпромышленности в этом регионе», - отметил В.Дмитриев.
Одним из вопросов повестки заседания стал вопрос о взаимном доступе лекарственных средств на внутренние рынки государств-участников Союзного государства. В ходе заседания было зафиксировано несоблюдение Белорусской стороной режима наибольшего благоприятствования для российских лекарственных средств и определена целесообразность и необходимость решения этого вопроса.
Наиболее критичным барьером в области внешнеторговых отношений между Россией и Республикой Беларусь является вопрос дискриминационных условий в налогообложении по отношению к российским производителям. Так, продукция российских производителей облагается налогом на добавленную стоимость (НДС) по ставке 18%. Все остальные импортеры, а также продукция местных производителей не облагается НДС. Таким образом, российские препараты, попадая на белорусский рынок, становятся на 18% дороже, чем, например, препараты украинского производства или европейского происхождения. Это создает неравные конкурентные условия, особенно для продукции низкого ценового сегмента с высокой эластичностью цены.
Еще один актуальный вопрос внешнеторговых отношений — запрет осуществлять импортерам предоплату по внешнеторговым операциям согласно Постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь №165 от 11.11.2008. Очевидно, что схема отгрузки продукции по предоплате создает гарантии для производителя и стабилизирует бизнес, в связи с чем логично ожидать, что принятое Постановление приведет к повышенным рискам экспортной активности российских фармпроизводителей в Республику Беларусь.
В вопросах сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь в сфере обращения лекарственных средств имеют место и вопросы защиты товарных знаков при регистрации лекарственных средств на территории Республики Беларусь, которые зачастую не соответствуют международной практике. У некоторых компаний-членов АРФП были прецеденты, когда недобросовестным конкурентам удавалось зарегистрировать торговые знаки, схожие по названию с запатентованными и защищенными торговыми знаками российских фармпроизводителей. Такие случаи влекут за собой прямые потери продаж и дополнительные затраты на отстаивание своих интересов в судебном порядке.
Все вышеназванные вопросы приводят к тому, что доля российских препаратов в Республике Беларусь снизилась с 5,9% в 2006 году до 4,4% по результатам 2007 года. По данным IMS Health (RMBC) по результатам 1 полугодия 2008 года доля российских препаратов на фармрынке Республики Белорусь составляет 5,0% в денежном выражении.
Об АРФП:
Ассоциация Российских Фармацевтических Производителей (АРФП) была основана в 2002 году. В состав АРФП входят 16 ведущих российских фармпредприятий, на долю которых приходится более 50% лекарственных средств, выпускаемых в стране, 40% экспорта, 70% отечественных лекарственных средств в программе ОНЛС.
Деятельность Ассоциации призвана содействовать повышению конкурентоспособности отечественной фармацевтической отрасли и способствовать интеграции отечественной фармацевтической промышленности в мировой рынок при сохранении и увеличении производственного и финансового потенциала предприятий отрасли. АРФП является членом Торгово-промышленной палаты РФ, активно сотрудничает с профильными федеральными государственными органами власти: Минздравсоцразвития РФ, Росздравнадзором, Минпромторговли РФ, Комитетом Государственной Думы РФ по охране здоровья.
По итогам 2007 года АРФП заняла 1 место в номинации «Общественная организация» Открытого конкурса профессионалов фармацевтического рынка «Платиновая Унция».