Согласно данным «Управление полетами» (Mission control), ежеквартального анализа сделок слияния и поглощения в мировой аэрокосмической и оборонной отрасли, проведенного PwC, в 2011 году сумма международных сделок в отрасли достигла рекордного уровня. Совокупная сумма 341 сделки, совершенной в 2011 году, составила 43,7 млд долл. США. Для сравнения, в 2010 году было закрыто 332 сделки на общую сумму 21,9 млд долл. США. Так, в 2011 году был побит рекорд по стоимости сделок в отрасли, зафиксированный в 2007 году (42 млд долл. США).
Решающую роль в формировании совокупной стоимости сделок в 2011 году сыграла сделка на сумму 16 млд долл. США (американская компания United Technologies купила производителя компонентов Goodrich Corporation из США)– крупнейшая в истории развития отрасли. При этом факторы, влияющие на количество сделок, были самые разнообразные, включая большее количество небольших сделок (на сумму менее 50 млн долл. США) и мегасделок (на сумму свыше 1 млд долл. США). В общей сложности в 2011 году было завершено шесть мегасделок. Таким образом, рынок восстановился после низких показателей 2009 года, когда были объявлены лишь две крупные сделки. Также в 2011 году наблюдался существенный рост количества и стоимости сделок с объектами из аэрокосмической промышленности, а количество сделок с компаниями оборонной промышленности снизилось.
Нил Хэмпсон, руководитель международной практики PwC по предоставлению услуг компаниям аэрокосмической и оборонной промышленности отметил:
«В 2011 году мы были свидетелями рекордно высокого уровня активности в области слияний и поглощений в отрасли. Все чаще совершались крупные сделки с целью продажи медленно растущих оборонных активов, а также вывода частного капитала. При этом основное количество сделок приходилось на небольшие сделки, так как усилия крупных игроков с достаточной ликвидностью были направлены на приобретение компаний с высоким темпом роста.
В следующем году мы ожидаем роста активности на рынке слияний и поглощений в аэрокосмической промышленности. Это связано с расширением парка воздушных судов в Азии и значительным спросом на его замену в западных странах. Напротив, активность на рынке международных сделок с участием предприятий оборонной промышленности все больше зависит от уровня государственной поддержки. Конкуренция в секторе растет, и неопределенность вынуждает подрядчиков идти по пути дальнейшей глобализации. Данные тенденции будут актуальны в течение всего года».
Американские компании лидировали, как по стоимости, так и по количеству сделок в 2011 году. Все мегасделки, за исключением одной, были совершены с участием игроков из США, что привело к увеличению доли этой страны в общей сумме сделок в 2011 году и превысило исторические нормы. Тенденция свидетельствует о преобладающем количестве крупных компаний, расположенных на территории США. В 2011 году выросла роль европейского покупателя на рынке сделок слияния и поглощения по сравнению с 2010 годом.
Что касается прогнозов на будущее, то можно предположить, что глобализация аэрокосмического и промышленного сектора продолжится, по мере того, как игроки за пределами США будут повышать свою конкурентоспособность. Этому будет способствовать рост пассажирских воздушных перевозок и увеличение бюджета на оборонные нужды в отдельных регионах, таких как Азия, Латинская Америка и Ближний Восток, даже несмотря на сокращение расходов в других странах. Китай может быть лучше всего подготовлен к развитию своей национальной аэрокосмической промышленности. Это связано с относительно высоким спросом на внутреннем рынке и содействием в области технологий со стороны западных поставщиков.
Нил Хэмпсон добавил:
«Сделки с участием компаний аэрокосмической отрасли, скорее всего, продолжат играть ключевую роль на рынке M&A в 2012 году. Поток сделок могут увеличить компании из оборонной промышленности, с устойчивым финансовым положением, стремящиеся выйти на коммерческий аэрокосмический рынок. Консолидация среди крупных поставщиков аэрокосмической отрасли также может сыграть определенную стимулирующую роль в условиях, когда компании стремятся увеличить масштаб и упрочить рыночную позицию на все более конкурентном международном рынке».
Ожидается рост количества заказов на новые воздушные суда и в коммерческой аэрокосмической, и в оборонной промышленности. При этом производители планируют увеличить объем производства до беспрецедентных значений. Несмотря на то, что такая тенденция создаст отличные возможности для развития, могут возникнуть и риски, связанные с цепочкой поставок, которые могут создать серьезные сложности для производителей комплектующего оборудования в течение ближайших нескольких лет.