Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) направила в правительство предложения по защите интересов застрахованных лиц и фондов. Среди предлагаемых мер: изменение порядка подачи заявлений на перевод накопительной части пенсии, увеличение минимального срока действия договора обязательного пенсионного страхования (ОПС) и упразднение института трансферагентских соглашений ПФР с НПФ. Предложения НАПФ позволят сократить объемы мошенничества и создать более комфортные условия по переводу накопительной части пенсии граждан.
Одна из предложенных НАПФ мер предполагает, что граждане не смогут писать заявления на перевод накопительной части пенсии из одного фонда в другой чаще одного раза в год. «Недобросовестные агенты, пользуясь правом граждан подавать заявление о смене фонда сколько угодно раз, переписывают людей без их ведома из одного фонда в другой, многократно получая агентскую комиссию, - объясняет президент НАПФ Константин Угрюмов. - При этом ПФР переводит гражданина только по его последнему в календарном году заявлению. Таким образом, только один фонд – последний в цепочке, получает клиента, а остальные терпят убытки».
Сам договор ОПС, согласно предложениям НАПФ, можно будет заключить минимум на 3 года. В НАПФ уверены, что частые переходы из фонда в фонд невыгодны не только НПФ, но и застрахованным лицам. «Граждане, переводящие свои накопления чаще, чем раз в три года, теряют до ¼ годового дохода из-за транзакционных издержек», - говорит советник Президента НАПФ Олег Колобаев.
При этом для граждан, которые действительно решили сменить фонд или перейти из ПФР в НПФ, НАПФ предлагает упрощенную систему перевода накопительной части пенсии. Достаточно будет подписать заявление и договор о присоединении к условиям страхования, которые будут указаны в правилах каждого фонда. Сейчас гражданину требуется изучить десятистраничный договор об ОПС, подписать его в трех экземплярах и дождаться, когда ПФР удовлетворит заявление на перевод.
Сам процесс рассмотрения заявлений застрахованных лиц НАПФ предлагает сделать непрерывным, как это было уже опробовано в рамках программы государственного софинансирования при переходе "молчунов" в НПФ. В этом случае заявление от застрахованного лица будет рассмотрено в течение одного месяца после его подачи и реализовано в течение трех месяцев.
Такой порядок перевода средств накопительной части пенсии предполагает, по мнению НАПФ, упразднение трансферагентских соглашений ПФР с НПФ. Делегирование фондам или третьим лицам (агентам НПФ) права самим заключать соглашения с клиентами позволит разгрузить отделения ПФР, ускорит подачу и реализацию заявлений граждан. Более того, в этом случае юридически возникнет прямая ответственность перед Клиентом, как фонда, так и его доверенного лица. Агент, наделенный официальным правом посредника, в случае мошенничества теряет не только работу, но и свободу, а правоохранительные органы получают возможность четкой квалификации преступного деяния. Для того чтобы повысить ответственность агентов, в законе «О негосударственных пенсионных фондах» должно появиться юридическое определение понятия
«агент НПФ», где должны быть четко прописаны его функции, а также основания и виды ответственности.
Эти предложения будут действовать до 2013 года, когда в России появится универсальная электронная карта (УЭК) гражданина. С этого момента НАПФ предлагает подавать заявления о переходе в электронном виде в «личных кабинетах» на базе портала государственных услуг. Это сделает процедуру автоматизированной и существенно ускорит процесс подачи и рассмотрения заявлений.
«Все эти меры сделают процедуру перехода граждан из одного фонда в другой фонд прозрачной и уменьшат риски мошеннических действий агентов, - убежден Константин Угрюмов, - Наши предложения направлены на укрепление и развитие пенсионной системы и института негосударственного пенсионного обеспечения, в частности, но самое главное, на защиту прав застрахованных лиц».
Пакет предлагаемых нововведений будет рассмотрен в профильных министерствах.