В конце марта в Государственной Думе Российской Федерации прошло заседание круглого стола по основным проблемам в работе школ искусств в рамках нового законопроекта РФ «Об образовании»и о Международной Олимпиады искусств.
Выступая, директор центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Александр Якупов заметил, что на его взгляд необходимо внести поправки в пункт 3 статьи 16 существующего закона «Об образовании». Также необходимо очень хорошо подумать над уже внесённой поправкой, касаемой предпрофессионального образования, так как эта поправка может пойти на пользу специальным учебным заведениям в области искусства. Его поддержал Вадим Никитин, заместитель декана по научно-методической работе хореографичесого факультета МГУКИ.
В рамках своего выступления известная скрипачка, исполнительный директор Международной Олимпиады искусств Елена Мингова рассказала о сегодняшнем положении художественных и музыкальных школ.
«25 марта Госдума приняла в первом чтении две любопытные поправки к действующему законопроекту. Каждая из поправок создаёт новую схему образования в области культуры и искусства – знакомит нас с двумя новыми словосочетаниями: интегрированные образовательные программы и предпрофессиональное образование». По словам музыканта, первая из поправок напрямую затрагивает Центральную музыкальную школу и ряд других профессиональных учреждений. Вводится некая система интегрированной образовательной программы. Вторая поправка касается не средних специальных и не высших учебных заведений, а детских школ искусств, которых насчитывается несколько десятков тысяч. Вводится некая новая ступень образования – предпрофессиональное образование.
При такой формулировке поправок, к тому же при возможности получить господдержку программы, начнётся повальное переименование любых заведений в Детские Школы Искусств. «Получается, что Детская Музыкальная Школа – начальный этап любого музыкального образования – осталась не у дел», - говорит Мингова.
Также в своем выступлении Елена Мингова затронула вопрос создания системы соревнований для музыкантов. «Например, в Всероссийской Олимпиаде Школьников сейчас ежегодно принимает участие около 7 миллионов человек. Всего в общеобразовательных школах учится 13 миллионов. Предметные Олимпиады проводят уже с 1 класса! В творческом образовании на конкурсы ездят единицы – лучшие из лучших. Обычным ученикам такая роскошь недоступна. Максимум что их ждёт – отчётный концерт отдела в школе.
Есть ли возможность сегодня в учащегося Детской Школы Искусств, пусть даже самого талантливого, выйти на большую сцену»?
Она рассказала, что сейчас готовится Олимпиада Искусств - это серия конкурсных мероприятий с большим количеством разных направлений: музыка, живопись, поэзия, театр мод, парикмахерское искусство и т.д.
Однако приоритетной задачей является не проведение конкурсов как таковых, а формирование олимпийского движения, олимпизма, подобно тому, что сформировалось в спорте и начинает формироваться в школьных предметах. Задачей является перевести понятие и сам процесс конкурса из плоскости чисто профессиональной в мероприятие, интересное стороннему посетителю и любителю искусства.
По сути, творческие соревнования на Фестивале являются прекрасной возможностью для создания новой свежей самобытной лиги лучших творческих сил страны, где на единой площадке встречаются начинающие поэты с представителями известных издательств, артисты с потенциальными продюсерами, абитуриенты с будущими преподавателями. Такие встречи зачастую становятся стартом успешной карьеры, позволяют участникам Олимпиады расширить границы для реализации творческих проектов.